rezhickystvo2 rezhickystvo1
 
укр / ENG / pol

Нелли Корниенко

РЕЖИССЕРСКОЕ ИСКУССТВО ЛЕСЯ КУРБАСА. РЕКОНСТРУКЦИЯ (1887-1937)
ДЦТМ ім. Леся Курбаса , Київ, 2005.
ISBN 966-96527-1-5

Увазі читачів пропонується книга, створена на основі єдиної монографічної дисертації про творчість Леся Курбаса, одного з найцікавіших театральних режисерів Європи. Монографія віддзеркалює як інтелектуальний стиль і політичні рефлексії доби Українського Розстріляного Відродження – 1920-1930-і роки, – так і деякі нові ідеї, народжені футуро-текстами Театру Леся Курбаса.
Публікується вперше.

Содержание

Глава 1
У истоков формирования режиссуры Курбаса. Создание Молодого Театра (1916-1919)

В ракурсе Вены
У Садовского: неожиданный Хлестаков
«Молодой театр»
Начало модерна. Фигуры процесса
«Черная Пантера и Белый Медведь»
В.Винниченко. Проблема кассы (?)
О.Олесь. Символистский этюд
«Иола». Альбом «Капричос», или Между мелодрамой и трагедией
Мистерия «Царя Эдипа»
«Искусство умирает» В.Обюртена. Полемика с автором
«Горе лжецу». Карнавал по Грильпарцеру, или Fair-play: в предчувствии Хайзинги
Леся Украинка как пролог философского театра Курбаса
«Вертеп» – универсальный культурный код
«Шевченковский спектакль». Новая театральная оптика
«Волшебная шкатулка» Молодого театра
О новом театре
Молодой театр как поэзия надбытового
Курбас об эре режиссуры
«Малое Братство»
«Башня из слоновой кости» как эвристическая модель
На пути к внутреннему человеку

Глава 2
На пути создания «Березиля» (1920-1922). «Березиль» в Киеве (1922-1926). Политический театр: экстаз и сомнение

«Гайдамаки» Курбаса
«Кийдрамте»
Новой Украине – новый театр
«…Я выбираю березиль»
«Газ» Кайзера, Жан Жак Руссо и Новый человек
Культура и власть – аберрация зрения
Парадоксы культурного «взрыва»
«Джимми Хиггинс», или Мистерия страстей
Принципиально новая семантика кино
«Я» и подсознательное
«Невидимый» Джимми. Архаичный сюжет
Сдвиг канона и энергия эстетического
Эффект отчуждения, или Плаха под головой Макбета. Макбет-2
Строительство Театральной Академии продолжается
Микола Кулиш: впервые в «Березиле»
Политический театр: действие второе. «Накануне». Принцип удаляющейся перспективы. Новый мизанкадр
Несколько слов о поиске условности
Дискурс политического театра и проблема пассионарности
Ритм и энергия как волновой процесс
Далькроз и Дельсарт
Театральная семиотика и антропология
О.Мандельштам о «Березиле»

Глава 3
«Березиль в Харькове» (1926-1933)

Философский театр
«Золотое чрево» Кроммелинка. Предметно-вещный ландшафт как фокус спектакля
«Пролог». Торжественный реквием
«Никаких привилегий ни для одной нации» (Ленин)
«Октябрьское обозрение». Концерт
«Народный Малахий». Мистерия страстей. Коды сакрального и тайного
Сценическое Я и «поток сознания»
Резонирование с Главным Персонажем
Поэтика сакрального и пародийно-сакрального
«Не тот совнарком видит Кулиш…»
Загадочный сфинкс украинской ментальности
«Мина Мазайло» из Харькова, тетя Мотя из Курска, дядька Тарас из Полтавы и другие из страны «правильных произношений», или Лингвистическая комедия как субъект гражданского действия
«Эксперт по украинскому вопросу» и мифопоэтическая память
Сон Мины как социальный диагноз
Тетя Мотя как «фактор денационализации». Жанр – «великодержавный»
Диктатура «Диктатуры». Деструкция как метод конструирования
Пространство. Дискурс инакомыслия
Материализация подтекста
Предчувствие неомодерна
«Маклена Граса». «Фантастический реализм». Знак Апокалипсиса
Зброжек. Эстетическая догадка про тотальность игры
Падур. «Театр для себя»
Слово об искушении правдой
Еще несколько слов о том, как Курбас репетировал будущее

Эпилог, он же Пролог
Последняя репетиция будущего: Курбас-Михоэлс, «Король Лир»

Гипотеза об истине, или Проблема источника в мифологизованном пространстве
Фотографии